Экономика
Москва
13 сентября 2017, 20:10 0
Редакция «ФедералПресс» / Руслан Давлетшин

«Северный морской путь должен стать горячим». Эксперты оценили социально-экономическое состояние Арктики

МОСКВА, 13 сентября, ФедералПресс. Российские политологи и экономисты считают, что в Арктической зоне необходимо развивать крупные инфраструктурные проекты и социальную сферу. Об этом говорится в докладе, подготовленном Российским центром изучения Арктики и Центром общественно-политических проектов. Исследование презентовали на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня», передает корреспондент «ФедералПресс».

В создании документа, посвященного экономическому и социальному развитию арктических регионов России, в общей сложности принял участие 41 эксперт. В их числе профессор МГУ Наталья Зубаревич, профессор НИУ ВШЭ Олег Матвейчев, политолог Аббас Галлямов, член Общественной палаты России Екатерина Курбангалеева, доцент кафедры государственного управления РАНХиГС Екатерина Шульман и другие.

Специалистами оценивался уровень социально-экономического развития регионов Арктической зоны России, выявлялись стратегические приоритеты государственной политики страны в Арктике в сфере социально-экономического развития до 2020 года, а также анализировались проблемные зоны и стратегические риски для социально-экономического развития территорий.

Как пример для выделения основных составляющих образа будущего арктического субъекта России был выбран Ямало-Ненецкий автономный округ. В регионе огромное количество месторождений природного газа и нефти, которые осваивают такие гиганты как «Газпром», «Роснефть» и «НОВАТЕК». В частности, реализуется проект «Ямал-СПГ» по разработке Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения. Он включает в себя помимо газодобычи строительство завода по переработке сжиженного природного газа, порта Сабетта и одноименного международного аэропорта.

«Мы сейчас вступаем в тот период, когда развитие Арктики становится очень актуальной темой. Ямал — основной драйвер в Арктике. Инвестиционный цикл не будет останавливаться, заявляются и российские компания и иностранные. На ближайшие 10 лет у нас все расписано. Ямал — это каждый 10-й рубль налогового бюджета России. Мы понимаем, что регион должен развиваться и сохранять свою миссию в дальнейшем», - заявил на пресс-конференции заместитель губернатора ЯНАО Дмитрий Артюхов.

b4fef45756e6dfdb27112a4457488182.jpg

По его словам, в Арктике на сегодняшний день не реализуется неокупаемых проектов, поскольку иначе будет высока нагрузка на социальный сектор. Вместе с экспертами замглавы ЯНАО считает, что необходимо кроме авиационного и морского сообщений соединить порт Сабетта с большой землей железной дорогой. Это откроет довольно обширные перспективы для развития всего региона. Кроме того, стоит уделять большое внимание Северному морскому пути, превратив его в востребованный транспортный коридор.

«Работа ведется, в ней заинтересованы все крупные игроки. У Арктики имеется мультипликационный эффект. Одно рабочее место в Арктике создает десять рабочих мест в стране. Важно сделать Северный морской путь «горячим», чтобы льды не успевали замерзать», - отметил заместитель губернатора, добавив, что особая государственная политика в отношении северных регионов должна продолжаться, потому что решения, подходящие для других субъектов, здесь могут привести только к дополнительным расходам.

Как рассказал журналистам профессор НИУ ВШЭ, политолог Олег Матвейчев, доклад по развитию Арктики прошел федеральную экспертизу, хоть и был придуман на Ямале.
«Мне часто говорят, что в регионах власти не прорабатывают программы развития. Здесь все проработано. В создании принимали участие представители ведущих экспертных институтов, Государственной думы. Каждый внес свою лепту и получился такой коллективный труд», - отметил Матвейчев.

Основные проблемы Арктической зоны сейчас связаны с высокой стоимостью услуг ЖКХ. Причем, как подчеркивают эксперты, их приходится сдерживать за счет средств регионального бюджета. Также в северных субъектах большой фонд аварийного жилья. В основном это дома, построенные в период быстрого освоения севера советским правительством. Помимо этого актуальна проблема отсталости транспортной инфраструктуры, и эта проблема не позволяет эффективно вовлекать в добычу перспективные группы месторождений.

«Проблема транспортной инфраструктуры актуальна для всей страны. Транссибирская магистраль уже перегружена. Скорость движения состава может скоро приблизиться к скорости движения пешехода, поэтому надо строить железные дороги и строить много, а Транссиб использовать для перевозки иных видов грузов», - заявил замгубернатора ЯНАО Дмитрий Артюхов.

В ходе исследования экспертов попросили назвать наиболее приоритетные направления развития регионов Арктики и 30% специалистов ответили, что это крупные инфраструктурные проекты, 22% отдали голоса за социальную политику в комплексе и 12% заявили о необходимости трудоустройства молодежи, которая в основном старается мигрировать в более теплые регионы. В то же время уровень социального самочувствия населения эксперты оценивают как высокий. При этом развитие такой сферы как туризм здесь не очень выгодно в силу низких температур, разве что развивать его специфические направления — например, экстремальный или этнический.

cd56b5e2480a4a6ff8dc269936b53746.jpg

Одними из основных выводов доклада стали необходимость развития перерабатывающих мощностей вблизи мест добычи, поскольку это наиболее эффективный способ диверсификации экономики сырьевых субъектов. Также важно оседлое освоение Арктики и для привлечения людей нужна широкая социальная программа. При этом экономика регионов должна быть основана на сырьевой составляющей.

Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Loading...
Загрузка...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Vkontakte 1